Приветствую Вас, Гость · RSS 18.11.2017, 01:44
Главная » 2010 » Апрель » 4 » ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
14:34
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
1. Понятийный аппарат образовательных информационных технологий
Различным аспектам использования компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий в образовании посвящены работы многих как отечественных, так и зарубежных исследователей: Н.В.Апатовой, В.П.Бес¬палько, Г.А.Бордовского, Ю.С.Брановского, Л.И.Долинера, С.А.Жданова, В.Г.Житомирского, В.А.Извозчикова, С.Д.Кара¬козова, А.А.Кузнецова, Э.И.Кузнецова, В.В.Лаптева, М.П.Лапчика, Е.И.Машбица, В.М.Монахова, И.В.Роберт, Т.А.Сергеевой, Н.Ф.Талызиной, А.Ю.Ува¬рова, М.И.Швецкого, В.Ф.Шолоховича, А.Борка, В.Вильямса, П.Клустермана, С.Пейперта, Дж.Хебенстрейта, Д.Хена и др. Безусловно, у авторов имеются терминологические расхождения, что связано с различиями в постановке задачи и в акцентах исследования. Тем не менее вся терминологическая база может быть распределена по трем уровням: отдельные программные средства педагогического назначения, компьютеризированные курсы (комплексы программных средств) и технологии.
Компьютерные технологии в образовании. В работах различных авторов используется целый ряд синонимичных терминов, тесно связанных с понятием «информационные образовательные технологии»: «информационные технологии обучения», «НИТО – новые информационные технологии в обучении», «современные информационные технологии обучения», «СНИТ – средства новых компьютерных технологий», «НИТ образования», «технологии компьютерного обучения», «ЭКССТО – электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др. В контексте настоящей работы исходные термины требуют уточнений. Рассмотрим несколько определений.
В.А.Извозчиков определяет информационную технологию как «технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики» [4,с.47].
Более широкая трактовка этого термина приведена М.И.Жалдаком: «Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами» [3,с.9].
И.В.Роберт называет средствами новых информационных технологий (СНИТ) «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации» [6,с.11].
Общим в приведенных определениях является, во-первых, то, что ИТ рассматриваются как способы организации информационных процессов и, во-вторых, что эти процессы проводятся с использованием компьютерных средств. Примем для дальнейшего изложения данное узкое определение ИТ (Информационные технологии в широком смысле включают также средства массовой информации).
В.А.Извозчиков определяет новые информационные технологии в обучении (НИТО) как «методологию и технологию учебно-воспита-тельного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и в первую очередь ЭВМ. Прикладной сутью ядра НИТО являются технологии компьютерного обучения» [4,с.31].
В статье Г.А.Бордовского и В.А.Извозчикова предлагается следующая трактовка термина НИТО: это «совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, где развивается НИТО» [1,с.12].
Е.И.Машбиц определяет технологии компьютерного обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте [6,с.39].
В работе В.Ф.Шолоховича информационные технологии обучения определяются с точки зрения содержания как «отрасль дидактики, занимающаяся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвое-ния знаний, в котором находят применение средства информатизации образования» [9,с.13].
В приведенных цитатах НИТО определяются как учебный процесс, базирующийся на некоторой новой для школы технической базе. При этом упускается из виду и целеполагание, и результативность процесса. Между тем в проведенном выше обсуждении особенностей технологических понятий в образовании было отмечено, что ключевым признаком, по которому процесс обучения может быть отнесен к технологическому, является гарантированной и эффективное достижение поставленной цели обучения. Вследствие этого представляется необходимым следующее уточнение:
Информационные технологии образования (ИТО) – это совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, основанных на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивающих достижение принятого образовательного стандарта массой учащихся.
Таким образом, понятие ИТО охватывает не только непосредственно учебный процесс, но и управление им на всех уровнях, методическую работу преподавателей и другие аспекты функционирования образовательной системы. Технологии обучения, как уже говорилось ранее, являются составной частью образовательных технологий.
Информационные технологии обучения – это совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных средств, и технологии педагогических измерений, обеспечивающих воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения.
Приняв данные определения, необходимо провести разграничение между понятием «информационные технологии обучения» и «информационные технологии в обучении». Первое, как было сказано, определяет целостный процесс обучения. Для того чтобы эта целостность была соблюдена, как будет показано далее, требуется выполнение целого ряда дидактических условий. Второе же понятие применимо к отдельным элементам процесса обучения даже в том случае, если процесс в целом не может быть отнесен к технологическим. Такими элементами могут быть использование отдельных программ учебного назначения, использование компьютеров в индивидуальной работе с учащимися (рефераты, творческие задания), применение компьютерных средств контроля знаний учащихся и пр. Возможно, во избежание двусмысленности, во втором случае предпочтительнее использовать термин «компьютерные средства обучения», не претендующий на определения уровня технологий.
Программные педагогические средства (ППС)
Согласно справочнику терминов обучающая система (instructional system) – это интеллектуальная система, реализующая функцию управления обучением в некоторой предметной области с использованием программ учебного назначения и, возможно, вспомогательных программ (см.: [8]).
И.В.Роберт определяет программное средство учебного назначения как программу, в которой отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуще-ствления различных видов учебной деятельности [7,с.17]. Такое определение завышает требования к ПС, поскольку вполне допустимо существование программ, предназначенных лишь для одного конкретного вида учебной деятельности, например моделирования.
Можно согласиться с определением педагогического программного средства, приводимого в работе Л.И.Долинера, Р.Р.Пашковой и И.И.Данилиной: «ППС – это комплекс, предназначенный для достижения конкретной цели обучения и включающий программы для ЭВМ, а также методическое и дидактическое сопровождение данных программ» [2,с.53]. Достоинство данного определения видится еще и в том, что оно подчеркивает первичность цели обучения по отношению к методам.
В цитированной выше работе Л.И.Долинера и др. в основу классификации положены дидактические цели использования ППС и выделяются демонстрационные, обучающие, контролирующие, тренажеры, моделирующие, игровые и вспомогательные. В этой же работе рассматривается классификация ППС по характеру заложенных в них управляющих воздействий на учащегося: полностью определяемые ППС, частично определяемые и неопределяемые. С этими вариан-тами управления связываются методы обучения: программирование учебной деятельности, моделирование учебной среды и свободное обучение.
Примем следующую классификацию ППС школьного уровня, основанную на элементах учебной деятельности учащегося. В одну группу выделим программы, используемые непосредственно учащимися, а в другую – применяемые преподавателем в работе с учащимися. К первой группе относятся:
• исследовательские моделирующие программы;
• компьютерные тренажеры;
• компьютерные контролирующие программы;
• справочно-информационные системы.
К группе преподавательских программ относятся:
• демонстрационные моделирующие программы;
• программы генерации и проверки индивидуальных заданий.
Моделирующие программы имитируют функционирование некоторой системы – физической, биологической, экологической, экономической и др. – посредством ее математической модели. Модель имеет ряд входных переменных и параметров, варьируя которые и отслеживая изменения в системе можно установить (открыть!) законы и принципы функционирования системы, т.е. изучить ее. Отличие исследовательской и демонстрационной модели состоит в их дидактическом назначении, так же как, например, демонстрационного эксперимента и практических лабораторных работ на уроках физики. При демонстрации основным дидактическим фактором выступает наглядность представления процесса или явления. Программа же для исследования должна строиться по принципу операционной среды, работая в которой учащийся устанавливает субъективно новые истины.
Компьютерный тренажер – это программа, предназначенная для выработки у учащегося устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Компьютерный тренажер должен предусматривать:
• генерацию (или выбор из имеющегося банка) последовательности однотипных заданий по определенной (учителем или самим учащимся) теме и предъявление их учащемуся;
• предоставление учащемуся средств выполнения задания (экранный калькулятор, редактор текстов, возможности ввода ответов и т.п.);
• предоставление учащемуся консультации или образца решения по его требова-нию;
• анализ выполнения учебного задания с качественной оценкой результатов.
При тренаже учащийся работает под управлением программы, однако тактику обучения он выбирает сам. Индивидуальными могут быть темп освоения, количество и сложность выполненных заданий, уровень получаемой помощи. Поскольку тренаж используется на этапе обучения, оценка действий учащегося может носить лишь качественный и рекомендательный характер. По результатам тренажа не должна выставляться отметка в журнал. Оформление тренажера может быть выполнено в игровой форме, такие тренажеры называются учебными компьютерными играми.
Компьютерные контролирующие программы предназначены для осуществления функций контроля знаний и умений учащегося на всех этапах обучения. Компьютерный контроль должен предусматривать:
• генерацию (или выбор из имеющегося банка) заданий в определенной учителем последовательности и предъявление их учащемуся;
• предоставление учащемуся средств выполнения задания (экранный калькулятор, редактор текстов, возможности ввода ответов и т.п.);
• количественную оценку результатов выполнения заданий; в текущем контроле возможен также анализ допущенных ошибок;
• статистическую обработку результатов контроля по группе учащихся.
Помимо того, контролирующие программы, как и тренажеры, должны обеспечивать максимальную адаптивность к индивидуальным особенностям и возможностям учащегося. Для этой цели они должны иметь настроечные парамет-ры, доступные для преподавателя. Отсутствие таких параметров («жесткие» программы) в значительной степени ограничивает возможности использования ППС.
Справочно-информационные системы объединяют программы и системы, используемые учащимся в качестве источников фактологической информации. К ним следует отнести мультимедиа-системы и глобальные компьютерные сети (в первую очередь, Internet). Получив задание от преподавателя, учащийся отыскивает в системе нужные сведения и осваивает их. Безусловно, для такого рода деятельности учащийся должен быть подготовлен к самостоятельному проведению информационного поиска и последующей обработки найденных данных.
Программы генерации и проверки индивидуальных заданий призваны восполнить малую вариативность учебных задач одной темы, которая существует в школьных сборниках задач, и индивидуализировать обучение решению задач. По способу создания индивидуализированных заданий выделяются банки, вариаторы и генераторы заданий. Использует эти программы преподаватель, после чего учащемуся задания могут предъявляться и в «безкомпьютерном» (бумажном) варианте, как предусмотрено, например, в сборниках варьированных заданий по физике. Последующая проверка может производиться преподавателем как с применением компьютера, так и без него.
Помимо перечисленных ППС учащиеся и учителя, безусловно используют стандартные универсальные средства обработки информации, не имеющие выраженной педагогической направленности, – редакторы, табличные процессоры, математические пакеты и др.
Компьютеризированный курс (комплекс) включает все ППС и иные материалы, предназначенные для проведения учебных занятий по большой теме, имеющей смысловую завершенность. В.В.Краевский полагает, что понятие «учеб-ный курс» отражает «конкретное, наиболее близкое к педагогической действительности представление о деятельности обучения определенному предмету, охватывающее как процессуальную, так и содержательную сторону обучения» [5,с.49]. Это дало основание В.Ф.Шолоховичу определить компьютерный курс как такой учебный курс, «содержание которого не реализуемо в “бескомпьютерном варианте”, иначе говоря, компьютер служит системообразующим элементом курса» [9,с.19]. Соглашаясь с автором в части признаков выделения понятия, хотелось бы отметить некоторые терминологические нюансы. С понятием «курс» ассоциируется некоторая законченность, статичность, отсутствие вариативности, что является одним из недостатков «традиционных» (некомпьютерных) учебных курсов, – единая программа, единый учебник, единая последовательность изучения. Именно таким оказывается и курс «Экология и природопользование» В.Ф.Шолоховича и соавторов. Поэтому нам представляется более точным использовать термин «про-граммно-методический комплекс» (ПМК), который определим следующим образом:
Программно-методический комплекс – это совокупность программ учебного назначения, индивидуальных материалов для учащихся и методических указаний для преподавателя, обеспечивающих систематическое использование элементов компьютерных технологий при освоении всей учебной дисциплины или больших ее блоков.
ПМК динамичен по составу, легко модифицируется и адаптируется к конкретным условиям обучения. ПМК должен удовлетворять двум требованиям, вытекающим из дидактического принципа системности:
• разнообразие – ПМК должен содержать программы и материалы различного дидактического назначения (моделирующие, тренажеры, контролирующие и др.);
• полнота – ПМК должен обеспечить систематическое (из опыта – не реже одного раза в неделю) использование компьютеров на уроках по данной дисциплине.
Таким образом, выстраивается следующая иерархическая система понятий: программное педагогическое средство – программно-методичес¬кий комплекс – информационная технология обучения – информационные образовательные технологии.

Литература

1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения; вопросы терминологии// Педагогика. 1993. № 5. С.12-15.
2. Долинер Л.И., Грохульский М.С., Стариченко Б.Е. Пользовательская информатика. Оболочка Windows и ее приложения/УрГПИ. Екатеринбург, 1996. 150 с.
3. Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1989.
4. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения/ С-Пб.: Изд-во РГПУ, 1991. 120 с.
5. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический ана-лиз). М.: Педагогика, 1977. 264 с.
6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
8. Системы обработки информации. Компьютерная технология обучения: определение терминов. Киев: Наукова думка, 1993. 149 с.
9. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995.


Заказать Дипломную работу
Просмотров: 6348 | Добавил: Иван | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 10
10  
How in direction of System a Mount Buller Holiday vacation


If yourself are thinking of a Mount Buller getaway, on your own are picking out a place trip that sets oneself aside in opposition to the unwind. It does not choose extended for clean traffic towards Mt Buller and Mansfield in direction of quickly tumble inside take pleasure in with the setting and setting of a relaxed oasis that would make for the excellent family vacation any season of 12 months. If your self are fascinated inside creating a family vacation that is a minor substitute and a notch or 2 previously mentioned the regular holiday vacation, then on your own ought to test a Mt. Buller family vacation for your upcoming vacation. Right here oneself will discover out anything at all by yourself need to have in the direction of realize that will assist by yourself program your Mansfield holiday vacation or up coming particular vacation http://www.pokoje-w-rewalu-2016.com.pl/plaza/noclegi-w-rewalu-jak-spakowac-sie-na-plazowanie - Noclegi w Rewalu.
Mansfield Lodging will be between your initially aspects towards keep track of off of your toward do checklist. The 1st Area by yourself will need toward appearance if your self will be having convenience of Mt. Buller working day excursions will be the Alzburg vacation resort. This vacation resort deals all of the facilities your self require in direction of deliver your getaway one particular that will be remembered for good. Oneself will tumble within delight in all above all over again at Alzburg While oneself consider element in just their Mt Buller lodging programs, and on your own will be organized towards guide your upcoming holiday vacation listed here right before your self even go away.
http://s11.postimg.org/wxsjmdbz7/jodlowa.jpg
Snowboarding may perhaps be your sport of alternative and might be the sole explanation oneself are looking at this trip. If hence, on your own will will need in direction of consider a Mansfield lodging assistance that will support on your own inside the preparations demanded for a Mansfield Ski Employ the service of or Mt Buller elevate tickets. Whilst snowboarding is a extremely prominent recreation within the Place, if contributors of your social gathering are not willing for the slopes, your self might too seem for resorts that will guidance oneself set up Mt. Buller working day excursions that will pleasure any traveler http://www.noclegi-w-rewalu-2016.com.pl/noclegi-w-rewalu/pokoje-rewal-kiedy-nad-morze - Pokoje Rewal.
The summer time weeks present an abundance of possibilities for possibly Mt Buller working day excursions or possibility outside routines. Yourself can love horse using, mountain cycling, mountaineering, or even rock rising if by yourself are the hectic model. Snowboarding is not the simply just video game inside of the winter season, and by yourself may perhaps as well try out snow shoeing, ice skating, or even tobogganing.
Inside addition in direction of a extensive assortment of actual physical functions that by yourself can take pleasure in, on your own moreover need in direction of identify Mansfield lodging that is close to or centrally observed towards the high searching and eating amenities inside the Place. The area parts of Merrijig and Mansfield are house in direction of a range of dining establishments that will supply options that will be sure to any person. No matter whether your self are on the lookout for a wonderful eating setting, or a everyday eatery or café, by yourself will track down it below. Inside addition, there is a heavy professional centre right here residence in the direction of banking companies, marketplaces, and pharmacies towards fulfill any desires of yours that may perhaps arrive up for the duration of your holiday vacation http://www.noclegi-w-rewalu-2016.com.pl - Noclegi w Rewalu.
As your self can check out, there are a quantity of causes that create Mt. Buller and Mansfield a place of alternative for nowadays's traveler. If yourself are searching for a vacation spot family vacation that is more than normal inside of words and phrases of expertise, start out designing your Mansfield lodging at present!

9  
this is the most apropriate place to publish my topic. So if it's a mistake then delete this article - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ - 4 Апреля 2010 - Вопросы к экзамену по курсу ИКТ.

This book will take you beyond the basics of WordPress, helping you take full advantage of its rich and powerful features to transform your basic blog into a more advanced and professional blog as quickly and painlessly as possible. http://austervitas.ucoz.ru/index/8-22341 - real estate 2 templatic wordpress theme This guide was recently updated to include information on WordPress 3.9, so you’re certain to find the answers to all of your most pressing questions here. As its title suggests, this book is designed for beginners but it’s not dumbed down. Rather, it’s comprehensive and makes good and certain readers are up to speed before moving onto the next subject. http://serial4ik.ucoz.ru/index/8-10994 - wordpress theme for business

The Luster wordpress real estate themes with idx broker have a Login/Register option that allow your visitors to register on your site and have a personal account info idx broker wordpress themes. The users menu will contain links as: responsive idx wordpress theme, Add Property, Personal Properties, free idx wordpress theme, Edit Profile, real estate idx wordpress themes and etc. You can also close the registration, in this case only the administrator will have the option to publish new properties. Wordpress theme idx integration. http://4it.ucoz.com/index/8-14340 - wordpress theme for artists The wordpress real estate advanced search comes with a Shortcode generator. Each available short code you can see in the demo preview. Building a wordpress real estate website. We work on Luster Theme wordpress real estate blog daily and make updates weekly. All bugs that will appear on our customers websites will be fixed in a short time. Wordpress real estate broker theme. We have a support forum and a great documentation (online and PDF). http://hand-made-granary.ru/index/8-21035 - wordpress theme files

Read more - templatic real estate 2 wordpress theme free download
http://zakachki.at.ua/index/8-12959 - wp pro real estate 2 wordpress theme free download

8  
hi all !

7  
http://creativelabs.biz - дизайн сайта

6  
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

5  
Нужна была помощь специалиста и я пытался найти старый юридический центр! Через какое-то время случайно нашёл на http://www.consalt-centr.ru/registraciya_firm.html - Регистрация компаний
. Почитал их веб сайт и заказал юридическую помощь. После чего юридическая помощь дала о себе знать и я в результате решил свои проблемы. Теперь всем рекомендую московский юридический центр консалт.

4  
Наткнулся на url -адресов: http://srub-dizain.ru/articles/94-profilirovanniybrus - брус камерной сушки Александров
и мне захотелось построить садовый домик в селе! Мне тогда срочно нужен был толстый брус естественной влажности. В общем пройдя туда и воспользовался их услугами! Там совсем всё обалденно сделано и маленький профилированный брус тяжело прикупить. Всему данному событию сопутствовала трудная навигация ресурса, которую я струдом понял.Круто конечно то, что это завод производителя – но дизайн могли бы сделать другой.

3  
Вот вам и Январь! Вот в yandex обнаружил информацию http://rentrealtycrimea.com/kvartiry-dlitelno/page/2/ - сдам квартиру Крым
и офигел. Вот теперь даже не поздоровался с Вами! В общем сдам 2-х квартиру Симферополь
,я зачитал и оперативно раздуплился, что проживание классная вещь – раз имеют место такие магазины. Поэтому всем ходатайствую ссылку http://rentrealtycrimea.com с апартаментами в центре Крыма.

2  
Обнаружил не правильное объявление и заохал от восторга! Вот в таком виде его я нашёл: сдаю 4 квартирку в жк http://posutochno.odessa.ua - Аркадия
Одесса. Рядом: клуб Вестерн, стильный пляж, футбольное поле и супер маркет. Недвижимость с евроремонтом, красной дермантиновой мебелью (Китай) и Харьковской электротехникой.

1  
hi

Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz