Приветствую Вас, Гость · RSS 25.09.2017, 19:54
Главная » 2010 » Апрель » 4 » ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
14:39
ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
1. Условия эффективного применения компьютерных технологий в учебном процессе

Анализу результатов применения НИТ в обучении, обсуждению их преимуществ по отношению к традиционным подходам посвящены работы Н.В.Апатовой, В.П.Беспалько, Б.С.Гершунского, В.А.Извозчикова, А.В.Могилева и С.А.Титоренко, В.М.Монахова, И.В.Роберт, Т.А.Сергеевой, Ю.М.Цевенкова и Е.Ю.Семеновой, Т.А.Яков¬левой, А.Борка, С.Пейперта, Г.Сале и А.Кэрри, Р.Смита, Д.Хена], автора данного курса [3], других исследователей. Показано, что перечисленные выше оптимизационные меры, в первую очередь, предназначенные для совершенствования учебной деятельности, могут быть практически реализованы при выполнении определенных условий. В работе Е.Е.Мининой эти условия названы «дидактическими» и касаются в основном процесса обучения [2]; представляется необходимым расширить их перечень, включив в него также технические, организационные и кадровые аспекты.
Уровень учебной компьютерной техники должен определяться двумя факторами – педагогической целесообразности и экономическим. Говоря о дидактических возможностях современных НИТ, например виртуальной реально-сти, следует сознавать, что в обозримом будущем нельзя ожидать появления заметного количества выполненного в этой технологии и в то же время доступного для школ ПО учебного назначения. Следовательно, нет смысла при техническом оснащении школы стремиться использовать самые передовые и, как правило, дорогостоящие решения. А.Борк пишет: «… если все время гнаться за новинками, компьютер никогда не окажет существенного влияния на систему образования» [1,с.113]. Доступное в настоящее время учебное программное обеспечение не поднимается выше уровня мультимедиа, он и должен быть признан оптимальным при оснащении школ. Этого же уровня достаточно и для стандартных офисных и специализированных пакетов. В то же время без обеспечения мультимедиа–комплектами каждого ученического рабочего места эффективность применения НИТ будет заметно ниже. В разряд обязательных технических требований следует отнести и объединение учебных компьютеров в локальную сеть, причем, предпочтение должно отдаваться технологии Intranet, обеспечивающей эмуляцию работы глобальной сети и освоение учащимися приемов работы в ней. Доступ в Internet в режиме on-line, безусловно, весьма желателен, однако, для массовой школы едва ли эта задача практически разрешима в обозримом будущем. С большим основанием можно прогнозировать подключение к электронной почте, что обеспечит оперативный информационный обмен на файловом уровне.
Доступность техники в процессе учебных занятий. Поскольку, как указывалось выше, при организации компьютеризированных уроков приходится ориентироваться на принятые в школе санитарно-гигиенические нормы (не более 20 минут непрерывной работы за компьютером), а для большинства учебных дисциплин класс на подгруппы не разбивается, преподаватель должен иметь возможность оперативно изменять рабочее место учащегося с компьютеризиро-ванного на обычное или наоборот в пределах одной аудитории. Для выполнения этого условия школа должна иметь специализированный(ные) кабинет(ы) информационных технологий обучения с рабочими местами обоих типов (следует заметить, что компоновка техники, принятая в так называемых кабинетах информатики, этому условию не удовлетворяет). Кабинеты должны иметь также оборудование для компьютерных демонстраций. Возможные варианты планировки таких кабинетов и технические требования к ним рассмотрены в работе [4]. Кабинеты должны иметь статус общешкольных и использоваться для проведения занятий по различным дисциплинам.
Решение кадровых вопросов. Стандартное штатное расписание школы должно быть дополнено рядом новых должностей. В первую очередь, это заведующий кабинетами компьютерных технологий. По сложившейся в школе традиции доступность техники определяется учителем информатики, что зачастую оказывается одним из препятствий использования НИТ в преподавании других дисциплин. При широком распространении НИТ школе будет необходим спе-циалист (методист, завуч) по образовательным технологиям, в функции которого должна входить координация усилий преподавателей по компьютеризации, помощь им, выработка общей стратегии использования НИТ, соответствующей реальным возможностям школы.
При развитии и использовании сетевых технологий (Intranet и Internet) школе потребуется сетевой администратор, в функции которого будет входить настройка и поддержание работоспособности сетевого программного обеспечения. Требуемая для этого квалификация специалиста намного превышает уровень учителя информатики или лаборанта кабинета информатики. Данное лицо может работать на непостоянной основе (т.е. штатная единица может быть выделена на несколько школ или РУНО).
К кадровым вопросам следует отнести и подготовку педагогов и администрации школ к применению компьютерных технологий в различных аспектах их деятельности. Должна существовать система такой подготовки, причем, на уровне выше школьного.
Методическое и программное обеспечение оптимизационных мер для всех категорий школьных работников должно им предоставляться в виде готовых к применению решений, форм, методов, технологий. Их создание не должно входить в производственные обязанности педагогического и административного персонала; желательна централизованная (на более высоком уровне системности, чем от-дельное учебное заведение) разработка и директивная унификация данных мер и методик, что обеспечит единство подходов и оценочных критериев, а также единообразие и сопоставимость отчетности. Целенаправленное освоение этих методик и других элементов технологии управления учебным процессом, а не «достижение компьютерной грамотности» должно стать содержанием подготовки педагогических кадров в вопросах НИТ и НИТО.
Соотношение между компьютерными и традиционными формами обучения. Уже отмечалось, что в условиях массовой общеобразовательной школы обе формы обязательно будут сосуществовать, не устраняя друг друга полностью. Очевидно, эффект применения компьютеров определяется соотношением учебного времени, отводимым этим формам. Верхняя граница определена санитарными нормами – не более половины урока за компьютером, следовательно, не более 50% учебного времени. Нижняя граница имеет пороговый характер, она является следствием требования регулярности применения компьютерной техники на уроках. Компьютер должен быть привычным для учащегося учебным средством, не вызывающим операционных затруднений и повышенного ажиотажа; как показывает опыт, приемлемой можно считать среднюю частоту обращения к компьютеру: один урок в неделю по данной дисциплине. Таким образом, при плановом объеме для некоторой дисциплины, например, четыре учебных часа в неделю нижняя граница составит четверть общего числа уроков и около 12–13% учебного времени. Очевидно, чем ближе соотношение к верхней границе, тем заметнее влияние НИТ на результат обучения.
Полнота ПМК по дисциплине, как отмечалось выше, есть следствие дидактического принципа системности. Данное условие включает два аспекта: во-первых, комплекс должен содержать программные педагогические средства, разнообразные по дидактическому назначению, чтобы обеспечить поддержку различных элементов процесса обучения; во вторых, комплекс должен быть достаточным по объему, чтобы соответствовать требованию регулярности исполь-зования компьютера на уроках.
Технологическая преемственность предусматривает идентичность подходов на протяжении всего времени изучения дисциплины. Это означает, что если в преподавании дисциплины с некоторого момента началось применение НИТ (например, русского языка в 5 классе), то оно должно продолжаться и в последующие годы (т.е. в 6–9 классах). Для выполнения данного условия необходимы преемственность и согласование ПМК на различных этапах обучения.
Выделение времени для самостоятельной работы учащегося. Кроме использования НИТ на уроках, учащемуся должна быть предоставлена возможность самостоятельной работы с компьютером во внеурочное время. Это позволит ученику выполнить повторно те задания, которые вызвали затруднения на уроке, провести исследование или поиск информации по заданию преподавателя, «отработать» задания пропущенных занятий и, наконец, удовлетворить его соб-ственные познавательные интересы.
Вероятно, перечень организационных и иных требований может быть продолжен, однако, как показывает опыт, выполнение перечисленных условий уже создает достаточные предпосылки для успешного применения НИТ в обучении и оптимизации иных сторон образовательного процесса. При выполнении перечисленных выше условий важнейшим фактором активного внедрения новых методов становится понимание педагогическим персоналом необходимости и преимуществ НИТ и осознанное желание их использования в собственной практике.

Литература

1. Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история// Информатика и образова-ние. 1990. № 5. С.110-118.
2. Минина Е.Е. Дидактические условия использования компьютерных технологий преподавания физики в средней школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екате-ринбург, 1994.
3. Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения/ УрГПУ. Екатеринбург, 1997. 108 с.
4. Стариченко Б.Е., Борисов И.В. Компьютер в школе: мнение специалистов/ УрГПУ. Екатеринбург, 1994. 95 с.

Просмотров: 882 | Добавил: Иван | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz