2. Сценарии уроков с применением компьютерных технологий Организация урока, на котором предполагается использование компьютеров в работе с учащимися имеет определенную специфику. Специфика эта связана с двумя обстоятельствами, которые непременно должны быть учтены: во-первых, в школе существует и норматив по продолжительности непрерывной работы ученика за компьютером – 20 минут в старших классах (15 – в младших); во-вторых, как правило, школьные кабинеты компьютерной техники оснащены 10 – 12 компьютерами при наполняемости классов 20 – 30 учеников. Учет первого обстоятельства означает, что ученик может провести за компьютером не более пол-урока и, следовательно, необходимо предусматривать изменение характера и места деятельности ученика непосредственно в ходе урока ¬– об этом шла речь в предыдущем разделе (см. ч. I). Второе обстоятельство означает, что учитель в общем случае не имеет возможности поставить перед всеми учащимися единую учебную задачу, а вынужден ставить и, естественно, контролировать ход выполнения различных задач для тех, кто работает с компьютерами, и остальным. При этом как показывает опыт, большего внимания и участия требует именно та подгруппа, которая сидит за компьютерами. Это означает, что нецелесообразно планировать для остальных какую-либо деятельность, выполняемую совместно с учителем (общий разбор, обсуждение и пр.) – учитель будет вынужден постоянно отвлекаться. В этой ситуации для "некомпьютеризированной" части класса имеет смысл предусмотреть какую-либо самостоятельную работу. Таким образом, для учителя организация и управление деятельностью учащихся оказывается сложнее, чем в традиционных технологиях из-за непостоянства их рабочего места и отсутствия параллелизма учебной работы. Однако это не должно рассматриваться в качестве негативного фактора. Во-первых, увеличение усилий (и, в конечном счете, временных затрат) на управление ходом обучения у учителя компенсируется высвобождением времени от рутинной работы, связанной с контролем, разработкой заданий и пр. Во-вторых, учащиеся достаточно легко и безболезненно усваивают новые организационные требования. При этом важным оказывается применение по возможности небольшого числа разнообразных программных систем – в этом случае после их освоения у учеников не возникает чисто операционных трудностей (особенно это важно для учащихся средних возрастных групп, у которых еще отсутствуют навыки работы с клавиатурой и которые не знакомы с принципами построения программного интерфейса). Рассмотрим несколько вариантов сценариев уроков с применением НИТ. Урок–лекция до 10 минут – текущий контроль предыдущего материала: 12 че-ловек – компьютерный, остальные – самостоятельная работа; 20 – 25 минут – объяснение нового материала (возможно приме-нение компьютерных демонстраций) 10 минут – закрепление нового учебного материала Урок по закреплению материала Вариант 1. Половина класса в течение 20 минут работают с учебной программой (тренаж, исследование, получение информации); вторая половина – самостоятельная работа (решение задач, работа с учебником или раздаточным материалом). На вторую половину урока происходит смена рабочих мест и рода занятий. Вариант 2. 20 минут – парная работа за компьютером; оставшиеся 20 минут – рабо-та на обычных местах. Урок по решению задач 10 – 12 минут – текущий контроль предыдущего материала: 12 че-ловек – компьютерный, остальные – самостоятельная работа; 15 – 17 минут – совместное решение задачи или разбор алгоритма решения некоторого класса задач; 15 минут – решение индивидуальных задач с компьютерной проверкой и оценкой результатов. Урок с выполнением исследовательской работы 10 – 12 минут – допусковый парный компьютерный контроль; 20 – 22 минут – выполнение исследовательской работы (компью-терной или натурной); 10 минут – обработка результатов, составление отчета (при необходимости – с использованием компьютера). Урок – зачет Обычно он строится из двух частей – теоретического компьютерного коллоквиума (продолжительностью 15 – 20 минут) и собеседования с учителем или выполнение упражнений (с компьютерной или учительской проверкой). Рабочие места учащиеся меняют самостоятельно по мере выполнения заданий. Конечно, приведенные сценарии не исчерпывают всех возможных вариантов организации компьютеризированных уроков – их следует рассматривать в качестве примеров. В заключении сформулируем ряд рекомендаций, которые дополняют приведенные выше положения, но не имеют столь категорического характера: 1) текущий компьютерный контроль не должен содержать объемных или сложных заданий и занимать более 10 – 12 минут – иначе он лишается смысла текущего и дезорганизует остальную часть урока; 2) в ряде учебных ситуаций возможна и даже целесообразна парная работа – она дает возможность обсуждения выполнения задания в микрогруппе; при этом важно такое сочетание учеников в паре, при котором работали бы она ученика; работа в группе более 2-х человек, как показывает опыт, непродуктивна; 3) необходимо выделить учебное время для освоения учащимися инструментальных контролирующих систем; при использовании новых программных систем также нужно предусматривать время на освоение порядка работы с ними; 4) весьма желательно присутствие на уроке лаборанта для оказания технической помощи ученикам, работающим за компьютером; 5) компьютерные демонстрации, используемые преподавателем при объяснении нового материала и предъявляемые с помощью проекционного оборудования не включаются в продолжительность времени, проводимого учеником за компьютером – по этой причине никаких ограничений на подобные демонстрации не накладывается; 6) при обмене информацией между преподавателем и учащимися на электронных носителях необходимо продумать, каким образом удобнее организовать это обмен, чтобы не затрачивать на него время урока. Безусловно, приведенные примеры не исчерпывают всех возможных вариантов организации уроков с применением НИТ. Их разработка – творческий процесс, основывающийся, с одной стороны, на знании педагогом общих принципов компьютерной дидактики, а с другой – на здравом смысле и педагогической целесообразности. Необходимо помнить, что компьютеры в обучении – не самоцель, а средство решения дидактических задач. |