Приветствую Вас, Гость · RSS 29.07.2017, 14:34
Главная » 2010 » Апрель » 4 » ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
14:42
ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
3. Последовательность разработки ПМК учителем

3.1. Источники программного обеспечения учебного процесса
Безусловно, одной из важнейших составляющих компьютеризации учебного процесса являются программные средства учебного назначения, ибо удачным (или, наоборот, неудачным) их подбором во многом определяется эффективность компьютерных технологий и отношение к ним учащихся, преподавателей и администрации школы.
Где учитель может взять нужные программы? Есть два варианта решения проблемы: приобрести готовые (сделанные кем-то) программы или создать их самому. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Первый вариант можно назвать пакетным, поскольку приобретаются пакеты прикладных программ по учебным дисциплинам. Его основное достоинство - высокое профессиональное качество программ, ибо они разрабатываются, как правило, творческими коллективами, в которые входят программисты, методисты, психологи, дизайнеры экрана и другие специалисты. Недостатки пакетного подхода следующие:
 как правило, пакет не перекрывает содержания всего учебного курса, а предназначен для освоения лишь какой-то его темы или даже отдельной учебной задачи и тем самым не обеспечивает систематического использования на уроках;
 часто профессиональные программы оказываются "закрытыми" в плане возможности изменения содержания заданий, критериев оценки и т.п.;
 хорошие программы довольно дороги, и стоимость программной поддержки даже одной дисциплины может значительно превышать возможности школы.
Второй источник школьных программ – создание программ самими преподавателями. При этом не подразумевается, что преподаватель должен осваивать программирование и заменять собой целый коллектив профессионалов (попытки продвижения в этом направлении приводят к появлению достаточно наивных продуктов, не удовлетворяющих требованиям к учебным программам и имеющих невысокую дидактическую ценность). Речь идет о создании программ с помощью так называемых инструментальных систем педагогического назначения (ИСПН).
Инструментальная система педагогического назначения - это программная среда, предназначенная для создания педагогических программных средств без непосредственного программирования.
Достоинства использования ИСПН следующие:
 возможность обобщения педагогического опыта любого преподавателя в учеб-ном программном продукте;
 возможность создания продуктов, учитывающих специфику конкретной школы или конкретного класса;
 возможность достаточно быстро обеспечить программной поддержкой многие дисциплины;
 относительная дешевизна получаемых продуктов.
К недостаткам ИСПН следует отнести:
 невозможность создания программных продуктов за рамками тех ограничений, которые накладывает сама инструментальная среда;
 сложность работы с системами, предоставляющими большие дидактические и графические возможности (например, с системами динамической графики).
Помимо специализированных ИСПН в распоряжении учителя имеется также набор стандартных и общедоступных программных инструментов, таких как офисные пакеты, графические редакторы, редакторы анимированных изображений и пр. Умелое использование данных систем позволяет учителю самостоятельно (или с помощью учащихся) создавать учебные программные продукты весьма высокого уровня. Важным положительным обстоятельством применения стандартных средств оказывается и то, что эти средства, как правило, имеются на домашних компьютерах учащихся (или в офисах их родителей), что создает предпосылку для новых форм взаимодействия учителя и учащихся: информационный обмен на безбумажной основе (т.е. на электронных носителях); домашние задания, основанные на использовании компьютеров и пр.
Перечисленные подходы – пакетный и инструментальный – не должны противопоставляться, напротив, их следует рассматривать как взаимодополняющие. Любой профессиональный пакет нуждается в таких дополнениях, как средства систематического, разностороннего и индивидуализированного контроля знаний учащихся, средства тренажа и др. Поэтому программно-методический комплекс (ПМК), который учитель создает, а затем применяет в учебном процессе, с необходимостью будет содержать программы обоих типов.
3.2. Состав и порядок разработки ПМК
Представляется целесообразным выделить, но считать обязательными, три составляющие ПМК:
• программное и методическое обеспечение аудиторной работы учащихся;
• программное и методическое обеспечение домашней работы учащихся;
• программное и методическое управления ходом обучения.

С определенной долей условности можно указать последовательность шагов по разработке ПМК:
Этап 1. Знакомство с ПО по дисциплине. На данном этапе необходимо познакомиться с имеющимися программами, материалами и, возможно, электронными курсами по выбранной учебной дисциплине. Критериями включения тех или иных продуктов в ПМК должны быть:
• соответствие учебной программе и плану изучения дисциплины;
• педагогическая целесообразность;
• дидактическая многофункциональность ПО;
• соответствие современному уровню представления учебной информации (мультимедиа, гипертекст, динамическая графика);
• возможность установки и использования ПО на имеющейся компьютерной технике;
• возможность работы ПО в локальной сети при инсталляции на сервер;
• уровень гарантийного сервиса, который обеспечивается поставщиками ПО;
• соотношение «стоимость – полезность» ПО.
Поскольку ни один ПМК не сможет обойтись без средств тренажа и контроля, которые будут разрабатываться (а в дальнейшем – модифицироваться) самим преподавателем, важным компонентом ПМК является инструментальная система педагогического назначения (ИСПН). И учащимся, и самому учителю неудобно (и нецелесообразно) использовать в одном ПМК несколько ИСПН (из-за операционных трудностей и несовместимости конечных продуктов для разных систем) – по этой причине осознанный и аргументированный выбор должен быть сделан на предварительном этапе.
Этап 2. Планирование использования НИТ в учебном процессе. На этом этапе разрабатывается план использования НИТ на уроках и в иной учебной деятельности. Ему должно предшествовать установление периодичности ис-пользования НИТ на уроках (если техника располагается в специализированном кабине). Если следовать приведенным ранее рекомендациям (см. ч.I.), желательная периодичность – 1 урок в неделю. Это означает, что, например, при общем количестве учебных часов по дисциплине 4 часа/нед., с применением компьютеров будет проходить каждый 4-й урок, причем, в один и тот же день и час по расписанию (иначе невозможно составить расписание занятий в кабинете ин-формационных технологий). По этой причине План должен содержать:
• поурочное тематическое планирование изучения дисциплины с учетом выбранной периодичности компьютеризированных уроков;
• формы применения НИТО на компьютеризированных уроках (с соблюдением принципа полноты ПМК по дидактическому назначению ПО) с указанием наименования ПО;
• содержание внеаудиторной работы учащихся, формы и сроки отчетности по ней;
• точки (уроки) контроля и использованием поэлементного анализа обработ-ки результатов;
• компьютерные демонстрации на уроках.
Данное планирование помимо прямого назначения – четкой организации учебного процесса со стороны учителя – важно и по другой причине – на основании его определяется состав ПМК, т.е. перечень программных средств и необходимого обеспечения.
Этап 3. Разработка ПМК, безусловно, является творческим процессом и по этой причине ее невозможно алгоритмизировать. Однако, автор берет на себя смелость привести некоторые рекомендации, родившиеся из его практического опыта проведения подобных разработок:
1) Желательно создание творческой группы заинтересованных учителей, ведущих данную дисциплину и предполагающих использовать компьютеры в обучении. Групповая организация позволяет, во-первых, распределить работу ме-жду участниками; во-вторых, предоставляет возможность промежуточных обсуждений и согласований.
2) Техническую сторону создания ПМК, т.е. ввод разработанного содержания в программные системы, лучше осуществлять не самим преподавателям (это занимает довольно много времени), а поручить квалифицированным лаборантам (или даже учащимся).
3) Преподаватели-разработчики должны, во-первых, хорошо представлять возможности используемого ПО и порядок работы с ним; во-вторых, должны быть знакомы с требованиями к учебным программным средствам (см. [1,2]); в-третьих, должны уметь работать с программами ПМК и уметь разрешить операционные затруднения учащихся.
4) Разработку ПМК лучше начинать со средств тренажа и контроля – это значительный и имеющий самостоятельную ценность блок ПМК, который может использоваться независимо от остальных составляющих.
5) Для разработки исследовательских работ, например, в средах «Живая геометрия» или «Живая физика» весьма плодотворным оказывается привлечение студентов педагогического вуза.
6) Не стоит включать в ПМК и разрабатывать какие-то средства посредством языков программирования – как правило, подобные разработки занимают много времени, а на выходе получается продукт весьма узкого дидактического назначения – лучше найти такой аналог формулировки задачи, чтобы она могла быть решена стандартными средствами или системами.
7) Весьма хорошей и полезной формой взаимодействия учитель–учащийся оказывается электронный конспект урока. Однако разработка такого конспекта требует заметных временных затрат и усилий учителя. По этой причине не стоит его создание считать первоочередным в ПМК.

Этап 4. Апробация ПМК в учебном процессе необходима для выявления и устранения как содержательных, так и организационных недочетов. Полный ПМК, как указывалось выше (см. ч.I.) должен обеспечивать регулярное (с периодичностью 1 или 2 урока в неделю) использование средств НИТ в аудиторной учебной работе. Однако начинать апробацию можно и при неполной готовности комплекса, если имеется уверенность, что, во-первых, продолжение его разработки будет опережать ход изучения дисциплины и, во-вторых, не потребуется изменения Плана изучения курса и состава ПМК. Безусловно желательной является одновременная апробация в нескольких классах (и даже школах) с тем, чтобы выявить общие проблемы и недостатки. С этапом апробации связано решение следующих организационных проблем:
1) Обеспечение доступа к компьютерной техники в учебное время в соответст-вии с расписанием занятий.
2) Наличие в аудитории лаборанта, способного оказать операционную помощь учащемуся (и, возможно, учителю).
3) Решение вопросов установки и поддержания в рабочем состоянии необходи-мого программного обеспечения.
4) Организация (порядок) обмена информации между учителем и учащимися на электронных носителях.
5) Обеспечение самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе во внеучебное время.
6) Осуществление подготовительной работы по использованию систем управления учебным процессом (ввод списков классов, тиражирование учебных заданий на бумажных носителях и пр.).
После апробации и коррекции ПМК можно представлять его к сертификации и рекомендовать к использованию в учебных заведениях.

3.3. Порядок разработки электронного курса (конспекта)
{Автор приносит свои извинения – данный раздел находится в стадии написа-ния.}

Литература

1. Положение о порядке аттестации и сертификации педагогического программного продукта. Метод. реком./ РОСЦИО, Москва. 1992.
2. Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения. Учебное пособие./ УрГПУ, Екатеринбург, 1997. 108 с.

Просмотров: 1500 | Добавил: Иван | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4  
Сдам 1 комнатную квартaиру в жилом помплексе http://odessarealt.com/tags/%D2%E8%F2%E0%ED%E8%EA/ - Титаник
Одесса. nepodalëku : Džazi основе клуба, pribrežnaâ зоны , мирные дома и супермаркет. Apartamenty ofigennym с дизайном авторские права, прекрасная мебель dermantinovoj ( Kitaj ) и Odesskimi bytovymi priborami .

3  
Привет!

2  
Привет! Я в интернете недавно очень хочется с кем нибудь познакомится подскажите кто знает хорошие сайты для знакомств

1  
спасибо за интересную информацию

Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz